Во сколько дети начинают разговаривать. Первые слова ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.     Развитие речевой функции у детей

2.     Первые слова ребенка

3.     Игры для развития речи малышей

4.     Причины задержки речи

После появления малыша на свет родители с нетерпением ждут когда малыш начнет произносить первые слова. В первый год своей жизни ребенок интенсивно развивается, отдельные звуки сменяются слогами, а слоги, со временем словами. Для того, чтобы понять во сколько дети начинают разговаривать, рассмотрим особенности развития речевой функции.

1.     РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ

Сразу после рождения у детей начинает формироваться первая сигнальная система. Формирование речевой функции ребенка тесно связано с развитием психики, поэтому происходит позднее. Во сколько дети начинают разговаривать во многом зависит от общения с окружающими людьми.

Когда малыш появляется на свет, он произносит нечленораздельные звуки. На втором месяце жизни груднички свистят и визжат. Гуление и лепетание свойственно малышам в возрасте трех месяцев.

С наступлением пятимесячного возраста можно заметить как у ребенка появляются рефлексы на слова окружающих людей. В полгода малыш пытается подражать взрослым, произносить гласные из услышанных слов. Родители замечают, что дети понимают и выполняют просьбы взрослых задолго до того, как начинают разговаривать.

При условии нормального развития, в возрасте 9 месяцев ребенок начинает произносить более сложные членораздельные звуки. Примерно в 1 год ребенок произносит 5-10 слов. К началу второго года у ребенка развивается своя речь и в 1,5 года ребенок владеет 10-15 словами. К 2-м годам словарный запас увеличивается до 300 слов, к 3-м – 1500, к 5 годам – 4000 слов.

2.     ПЕРВЫЕ СЛОВА РЕБЕНКА

Как правило, первые слова ребенка связаны с его потребностями. Большое значение в развитии речи у ребенка играет желание донести до взрослого свою потребность. Как правило, если родители понимают ребенка без слов, по жестам, то ребенок начинает разговаривать позднее. В том случае, когда взрослые не понимают просьб ребенка или делают вид, что не понимают, малыш начинает овладевать речью быстрее.

Чаще всего, первые слова ребенка состоят из повторяющихся слогов, например «мама», «папа», «баба» и т.п. Ребенок имитирует слова, услышанные от взрослых и произносит их по-своему. Например вместо слова «каша» ребенок будет произносить «ка», т.е. тот слог, на который падает ударение. Или вместо слова «деда» будет произносить «де» или «деде», поскольку малышу легче говорить повторяющееся слоги.

Также, среди первых слов малыша, можно часто услышать глаголы, такие как «дай», «на», «иди» и т.п. С помощью этих слов, ребенок пытается добиться желаемого.

Примерно в возрасте около одного года, малыш также может говорить: «гав — гав», «мяу», «ква — ква» и т.п. Эти разговорные навыки во многом зависят от того, как занимаются с ребенком. Поэтому очень важно читать малышу книги, побольше с ним общаться и пояснять свои действия.

малыш играет

3.     ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ

Во сколько дети начинают разговаривать зависит не только от индивидуальных особенностей детского организма, но и от того, за какими занятиями ребенок проводит свое время.

  • Зоны в мозге, которые отвечают за речевое развитие располагаются близко с нервами, ответственными за шевеления пальцев и рук. Поэтому для того, чтобы ребенок начал быстрее разговаривать рекомендуется играть с малышом в пальчиковые игры.

Примеры пальчиковых игр:

1.     Сорока — белобока.

Своим пальцем водим по ладошке ребенка и говорим:

«Сорока – белобока, кашку варила, деток кормила.

Этому дала (сгибаем мизинчик),

Этому дала (сгибаем безымянный пальчик),

Этому дала (сгибаем средний пальчик),

Этому дала (сгибаем указательный пальчик),

А этому не дала! (держимся за большой пальчик).

Дров не рубил, родителям не помогал, знай, знай, знай».

2.     В лесочке.

Пальчики ребенка немного растираем и сгибаем, начиная с мизинца. При этом говорим:

«Этот пальчик в лесок пошел,

Этот пальчик грибок нашел,

Этот пальчик его чистить стал,

Этот пальчик готовить стал.

Ну, а этот (берем за большой пальчик) все и съел, потому он потолстел!»

3.     Семья

Каждый пальчик сгибаем поочередно, при этом говорим:

«Это мамочка,

Это папочка,

Это бабушка,

Это дедушка,

Это деточка моя,

Ну а это вся семья!» (обхватываем второй рукой кулачок).

  • Существует множество занятий для развития мелкой моторики ребенка. Например, очень полезно чтобы малыш собирал мелкий конструктор, под присмотром, конечно, взрослых или можно дать ребенку пакет с прищепками.
  • Не менее полезным для развития речи будет если родители с малышом изучат жесты. Например, спрашиваем малыша «как дела?», отвечаем «Во!» и показываем большой палец.  Или задаем вопрос ребенку: «Сколько тебе лет?», отвечаем «один годик» и показываем указательный палец.
  • Эффективными занятиями для развития речи являются артикуляционные упражнения. Примеры:мыльные пузыри

1. Упражнения губами. Ребенку необходимо сложить губы в трубочку, для этого его нужно попросить подуть, например, при игре с мыльными пузырями или через трубочку подуть в стакан с водой. Это занятие обязательно понравится малышу.

2. Занятие с языком. Примеры:

— «часы». Высовываем язык как можно дальше и двигаем им влево — вправо. При этом говорим «тик-так»,

— «прятки». Высовываем как язык как можно дальше, а потом прячем его, засовывая обратно в рот.

— «лошадка». Учим малыша цокать языком как лошадка.

3. Стишки.

Учим с малышом стишки, так чтобы малыш проговаривал окончания предложений.

Примеры:

Мы гулять пойдем. Топ — топ,

И закроем дверь? Хлоп — хлоп!

Прыгнет кошка к нам – Прыг — прыг!

Воробьишки – Чик – чирик!

4. Подражаем животным.

Читаем малышу книжки, показывая на животных.

Например: собачка «гав — гав», лягушка «ква — ква» и т.п. Через время просим малыша повторить как говорят животные.

Занимаясь с малышом, очень важно чтобы ребенок проявлял интерес к играм. Поэтому необходимо постоянно менять занятия, проводить время с улыбкой и хорошим настроением.

4. ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧИ

Считается, что до трех лет ребенок должен заговорить. Если этого не происходит, паниковать раньше времени не стоит. Нужно учитывать индивидуальные особенности развития детского организма, специфику его окружения. Существует ряд причин, из-за которых ребенок может начать разговаривать позже сверстников.

1.     Отсутствие потребности в речи.

Ребенок описывает все жестами, показывает на предмет пальцем, прося его, и родители все понимают. А если малыша понимают и так, зачем ему разговаривать, думает малыш. В этом случае, родителям необходимо делать вид, что они не понимают что хочет ребенок, в этом случае малышу придется прилагать речевые усилия.

2.     Замедленное развитие.

Перенесенные травмы при рождении, какие-либо заболевания могут стать причиной замедленного развития, и как следствие, задержки речи у ребенка.

3.     Фоновый шум.

Считается, что постоянно включенный телевизор для фона негативно влияет на развитие речи ребенка. Насторожиться необходимо в том случае, если до 2-х лет ребенок не говорит ни одного осмысленного слова.

В заключении можно отметить, что во сколько дети начинают разговаривать во многом зависит от родителей. Очень важно хвалить ребенка за каждое слово, ведь дети очень любят угождать родителям, проявлять заботу, петь песни и читать книги, и вскоре кроха обязательно порадует своих близких и заговорит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *